МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН КУЛЬТУРИН МИНИСТЕРСТВО
Официальный сайт

Дороги, которые мы выбираем

25.02.2016

Каждое поколение имеет свою уникальную историю, которая через несколько лет будет упоминаться в летописях. В дни самых больших испытаний люди всегда возвращаются к истокам, так как только в истоках истина. Важным приоритетом в разрешении ситуации для нашего народа всегда являлась оглядка на то, как поступили бы достойные предки. Жизнь по законам шариата, помимо светских законов,  гарантировала и гарантирует поныне общечеловеческую справедливость.

Во все времена главным показателем благополучия общества было его духовно-нравственное состояние, то есть союз мыслей, слов и действий с человеческими ценностями. Духовно-нравственная составляющая человека невозможна без соблюдения этнокультурных традиций своего народа. Были времена, когда за поступки человека отвечал весь многочисленный тейп, а благопристойные характеристики в адрес конкретного лица предназначались также всему тейпу. В наше время общество относятся к этому проще. Проще оно относится и к некоторым немаловажным моментам.

Разглядывая старинные фотографии в семейном альбоме -  целомудренный наряд чеченской женщины середины прошлого века и одухотворённое лицо мужчины в рубахе, сурово застёгнутой на верхнюю пуговицу, понимаешь, как далеко вперёд шагнуло чеченское общество навстречу западной цивилизации. Джинсы против галифе, мокасины против маьхьсеш, туники против г1абали… Всё бы ничего, если бы не образ мыслей, который впитывает человек вместе с атрибутами западной философии. Сегодня трудно представить молодого человека, замедляющего бег глянцевой иномарки при виде седобородого старца, голосующего на дороге. Также нет смысла спрашивать дорогу заплутавшему в городских лабиринтах человеку у молодых девушек, отгородившихся от мирской суеты парой стильных наушников. Эти же наушники помогут им не отозваться на усталость пожилого человека в общественном транспорте. Сидят и безжизненно смотрят в окно. Тут в процесс размышления вступают все сигнальные рецепторы.

Историю нации делают её просветители, культурная интеллигенция: поэты, писатели, художники, артисты. Когда писатели пишут хорошие книги, а музыканты – красивую музыку, когда актёры играют до мурашек, а артисты воплощают величие нации, когда поэты высекают слово, а художники – картины, когда на всё это великолепие вторит восторженный народ, - летопись нации куда красивее и благороднее для разборчивых потомков.

С уверенностью можно сказать, что летопись культуры Чечни ушедшего столетия писали такие легендарные её представители, как: актёры театра и кино Дагун Омаев, Муса Дудаев,  Альви Дениев, Амран Джамаев, Шита Эдисултанов, Зулейхан Багалова, Раиса Гичаева; режиссёры театра и кино: Руслан Хакишев , Илес Татаев; артисты чеченского балета: Махмуд Эсамбаев, Докка Мальцагов, Тапа Элимбаев, Рамзан Ахмадов; музыканты и исполнители песен: Марьям Айдамирова, Валид Дагаев , Султан Магомедов, Мовсар Минцаев, отец и сыновья Димаевы, Имран Усманов, Саид Шаипов и многие другие мастера искусств.                                                                                                                                                                                        

Культура – это сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, всё то, что способствует возвышению человека и гуманизации общества. Сегодня Министерство культуры нашей республики во главе с министром культуры Хож-Бауди Буаровичем Дааевым проводит огромную работу по восстановлению и очищению национальных устоев и традиций. С каждым годом всё больше и больше уделяется пристальное внимание разным  сферам культуры. Возросло качество культурной продукции, производимой чеченскими музеями, театрами, библиотеками, эстрадой. И, наконец, эта продукция обрела цензуру, которой была лишена много лет.

К сожалению, не все деятели искусства понимают свою роль в национальной культуре. Выбор модели поведения представителей других культур никогда не вызывал одобрения у нашего народа, взращённого в колыбели национального колорита. И совершенно естественно, что «звёзды», которые засияли на чеченском артистическом небосклоне, но не вписались в рамки традиционной культуры, были отлучены от сцены, так как не вняли уговорам и наставлениям своих духовных наставников. Талант начинающих и довольно долгое время пребывавших на сцене артистов эстрады, таких как Хеда Хамзатова, Тамила Сугаипова, Лариса Иризиева, Элина Дагаева, Зарема Ирзаханова и других был зарыт в землю собственными амбициями. И только такие крайние меры помогли сегодня молодёжи, щедро одаренной Всевышним талантами, осознать, что сцена – это курс служения народу раз и навсегда, и что вся их культурная деятельность должна быть направлена в созидательное национально-самобытное русло.

В республике продолжается огромная работа по возрождению сценической и музыкальной культуры. Чеченская эстрада каждый год открывает новые имена молодых исполнителей, которые затем становятся известными не только в нашей республике, но и в соседних регионах Северного Кавказа и пропагандируют лучшие традиции чеченского музыкального искусства, сценического образа и национального достоинства.

Радует репертуар театров, который занимает значительное место в формировании чеченской национальной культуры. Театр во все времена служил объектом для исследования духовной жизни общества. И чеченская драматургия также на протяжении всей истории отражала жизнь своего народа со всем спектром её социальной, общественной и духовной жизни. Она развивалась наряду с национальной литературой, по одному и тому же пути художественных и эстетических исканий. Сегодня налицо дефицит новых драматургических проектов, однако даже имеющийся у театра репертуар можно считать востребованным и актуальным.

 В противовес интернету заработали библиотеки, возросло количество читателей, ибо ни одно электронное издание не может конкурировать с чарующей контактной силой книгоиздательского формата.

 «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры», - эти слова принадлежат русскому философу и культурологу начала прошлого века Петру Савицкому. В республике чрезвычайно популярен культурно-просветительский проект «Синмехалаш», который является подтверждением истинности высказывания философа, и своеобразным стимулятором духовно-нравственного развития чеченской молодёжи. Автором популярного проекта, как известно, является Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров. В этом проекте воспроизводятся и передаются подрастающему поколению национальные устои, семейные ценности и быт вайнахов, и именно такие творческие мероприятия способствуют  возрождению культурных ценностей нашего народа.

В республике набирают популярность детские школы искусств, детские музыкальные и художественные школы, где подрастающее поколение реализует свои творческие потребности и наклонности, поскольку имеет национальное притяжение к прекрасному: дети Чечни участвуют во всевозможных мероприятиях разных уровней, воплощая в жизнь врождённые способности к песне, танцу и живописи, демонстрируя в своём творчестве нрав и обычаи нашего народа, его традиции и культуру: величественную и прекрасную.

Молодёжь республики также хорошо принимает выступления чеченского клуба весёлых и находчивых, которые, по сути, являются хорошо отрежиссированными спектаклями на злобу дня.

Вопросы возрождения духовно-нравственной культуры Чечни – это пассионарное направление Министерства культуры Чеченской республики во всех сферах её деятельности. Окультуривание архитектурного облика республики неизбежно влечёт за собой высокую культуру личности во всех проявлениях: образованности, интеллигентности, эрудированности и культурной развитости. Тотальное поднятие имиджа гражданина и представителя своей нации возможно только при причастности к общественной жизни республики, в которой активная роль принадлежит представителям культуры и искусства. На них, как на носителях и хранителях культурного наследия народа, лежит огромная ответственность за сохранение генетического фонда нации, за его резервацию и консерватизм.